В настоящее время сдавать ЕГЭ по литературе и обладать предметными знаниями должен не только филолог, но и студент, выбирающий специальности, связанные с архитектурой и дизайном, искусством. При подготовке к ЕГЭ учащемуся требуется уделять чтению художественных произведений нужное количество времени, а также добросовестно относиться к самому процессу обучения.
В правильно подобранном курсе подготовки содержатся задания, направленные на повторение ранее изученного материала и освоение новых аспектов дисциплины. Согласно статистике, при подготовке к экзамену наибольшую сложность вызывают задания с развернутым ответом. Для того, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на минимальный балл, необходимо не только решить тестовую часть, но и написать хотя бы одно мини-эссе. Ученик, стремящийся набрать максимальное количество баллов, должен оттачивать навык написания сочинений с особым усердием.
Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе недостаточно знать лишь содержание художественных произведений, как многие ошибочно полагают. При подготовке к экзамену учащийся должен ознакомиться с биографиями авторов, научиться анализировать события, лаконично и грамотно излагать мысли в форме эссе.
По завершении подготовки ученик овладевает следующими видами деятельности:
- умением анализировать текст, выявляя авторский замысел и различные средства его воплощения;
- письменной интерпретацией художественного произведения;
- навыком сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- умением писать развёрнутые ответы, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений;
- навыком планирования и правильного распределения времени между частями экзамена.
Организация обучения
Перед началом занятий ученик проходит бесплатное тестирование, позволяющее выявить уровень знаний. Во время собеседования, на котором присутствуют учащийся и родитель, выясняется цель обучения. На основании полученной информации преподаватель составляет персональный план, подбирает нужный курс.
Программа занятий выстраивается таким образом, чтобы достичь цели, поставленной на собеседовании. Методы и приемы работы подбираются индивидуально, сообразно возрасту, скорости восприятия и психотипу ребенка. По желанию родителей или учащегося в план обучения могут вноситься изменения.
Занятия проводятся индивидуально или в мини-группах, состоящих из 2-7 человек, очно (в специально оборудованных классах) или дистанционно. Группы формируются при условии одинакового уровня знаний и схожести психотипов учащихся.
-
Теория литературы
- Литературные роды. Жанры литературы.
- Содержание и форма художественного произведения.
- Авторская позиция.
- Тема. Идея. Проблематика.
- Сюжет. Фабула. Композиция.
- Стадии развития действия в художественном произведении.
- Конфликт.
- Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип.
- Лирический герой. Система образов.
- Художественные средства создания образов.
- «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
- Пафос.
- Речевая характеристика героя.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
- Стихосложение. Стихотворный размер. Рифма.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
-
Анализ художественных произведений, которые проверяются заданиями КИМ ЕГЭ (Скачать список литературы)
-
Выполнение практических заданий разных типов
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления.
- написание развёрнутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений.