Психологическая готовность ребенка к школе
Родители часто уделяют особое внимание подготовке детей к школе. Однако эта подготовка связана именно с развитием интеллектуальных способностей, а вот психологический аспект затрагивается далеко не всегда. Достижение ребенком достаточного уровня психического развития — необходимый аспект гармоничного развития.
Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребенка в стремлении получить знания и объективных показателей развития, которые указывают на то, что переход в статус школьника возможен.
Собственная активность
- Мотивационная готовность. Наличие желания учиться, хорошее отношение к дошкольному обучению, развитые познавательные потребности, интерес к учебной деятельности.
- Личностная готовность. Умение действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, адекватная самооценка, самостоятельность в учебно-игровой деятельности.
Объективные показатели развития
- Волевая готовность. Умение ставить цель и понимать ее, принимать решения, строить план и выполнять его. Способность преодолевать трудности, умение контролировать свое поведение и оценивать результат действий.
- Интеллектуальная зрелость. Интерес к знаниям об окружающем мире, способность выстраивать речь и проговаривать учебные задачи, устанавливать связи между явлениями, запоминать большой объем информации. Умение концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве листа и числовом ряде, различать фигуру и фон, данное и искомое, воспроизводить образец.
- Социальная зрелость. Умение общаться со взрослыми в учебной деятельности, понимать и выполнять задания, сотрудничать со сверстниками, уступать им при необходимости, выполнять школьный режим и правила. Способность самостоятельно решать простейшие проблемы, желание выполнять роль ученика.
- Эмоциональная зрелость. Отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять задания.
Любой ребенок сталкивается с трудностями, когда начинается школьное обучение. От того, насколько комфортно будет чувствовать себя первоклассник в школе, зависит его самочувствие и желание учиться. Поэтому очень важна психологическая готовность ребенка к этому новому этапу жизни.