Типичные ошибки в ЕГЭ по химии
Задание 30 проверяет умение составлять окислительно-восстановительные реакции. Из предложенного списка веществ учащимся необходимо выбрать окислитель и восстановитель, определить продукты реакции в соответствии с данными исходными веществами, составить электронный баланс реакции и на его основе расставить коэффициенты в уравнении.
Типичные ошибки, которые допускают учащиеся:
- Названия веществ даны в письменном виде, и учащиеся не всегда правильно пишут формулы исходных веществ, путают сульфат, сульфит, сульфид.
- Неправильно определяют степень окисления элемента в соединении.
- Неправильно определяют окислитель или восстановитель.
- Неправильно подсчитывают количество отданных или принятых электронов.
- Такие обозначения степеней окисления, какN5+или Са2+ (сначала цифра, а затем знак) считаются неверными.
Задание 31 проверяет усвоение важных элементов содержания: «Реакции ионного обмена». Из предложенного перечня веществ нужно выбрать те, между которыми возможна реакция ионного обмена, протекающая между электролитами в направлении связывания ионов. Необходимо записать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. Обычно к этим реакциям относятся реакции обмена.
Типичные ошибки:
- Названия веществ даны в письменном виде, и учащиеся не всегда правильно пишут формулы исходных веществ, следовательно, ошибаются в уравнении реакции.
- Неправильно определяют заряд иона.
- Неправильно обозначают заряд иона, т. е. вместо 2+ пишут +2.
Задание 32 проверяет знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов.
Типичные ошибки:
- Учащиеся не знают химические свойства и получение классов неорганических соединений.
- Неправильно пишут продукты гидролиза бинарных соединений (нитриды, гидриды, карбиды и т. д.).
- Не учитывают гидролиз образовавшейся соли при взаимодействии двух солей в растворе.
- Не учитывают разницу в продуктах реакции при взаимодействии соединений цинка и алюминия в растворе и расплаве.
- Не знают продукты взаимодействия и изменение цвета раствора соединений хрома и марганца в различной среде.
Задание 33 проверяет знание генетической взаимосвязи органических веществ различных классов.
Типичные ошибки:
- Учащиеся не используют структурные формулы веществ.
- Вместо уравнений реакций используют схемы реакций.
- Не расставляют коэффициенты в уравнении.
- Записывают продукты, не соответствующие условиям протекания реакций.
В Задании 34 были предложены задачи по теме «Растворы» с использованием понятия «растворимость».
Типичные ошибки:
- Неправильно составляют уравнения реакций.
- Не усвоили понятие «растворимость».
- Невнимательно читают условие задачи («раствор разделили на две части»), но не на две равные части.
- При нахождении массы раствора не учитывают массы веществ, выпавших в осадок или выделившихся в виде газа.
- Неправильно находят массу оставшегося после реакции вещества.
- Не пишут единицы измерения.
Итак, в экзаменационных заданиях по химии выпускники чаще всего допускают следующие ошибки:
- Не проверяют наличие кислорода в органическом веществе.
- Неправильно составляют структурную формулу вещества.
- Неправильно пишут уравнение реакции.
- Грубо или неверно округляют числа.
- Не расставляют коэффициенты в уравнении или пропускают формулы побочных продуктов реакции.