Типичные ошибки при написании Итогового сочинения
Итоговое сочинение – работа, которую все одиннадцатиклассники традиционно пишут в декабре. «Зачет» позволит ученикам получить допуск к ЕГЭ, а в некоторых вузах за сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении (эту информацию можно уточнить в приемной комиссии вуза или на сайте университета).
ФИПИ ежегодно называет основные ошибки, которые наиболее часто встречаются в работах школьников.
Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
- Непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (школьники часто расширяют содержание работы до уровня тематического направления без учета конкретного аспекта, заявленного в теме).
- неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло, а следовательно, отход от темы сочинения.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
- Неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания.
- Неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей.
- Искажение литературных текстов и фактические ошибки:
1. Неточное воспроизведение книжных источников:
«Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого является Николай Ростов».
2. Ошибки в воспроизведении имен собственных:
«Чадский выступает против фамусовного общества».
3. Ошибки в воспроизведении дат, веков:
«А. С. Пушкин – великий поэт и писатель 18-го столетия».
4. Ошибка в фоновом материале:
В романе Н. В. Гоголя «Мертвые души…».
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
- Непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки.
- Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
- Вывод, содержащий новый тезис, который не относится к данному сочинению.
- Отсутствие вывода.
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
- Низкое качество речи.
- Ошибки в процессе переписывания и проверки сочинения.
Наиболее распространенные речевые ошибки:
- Употребление слова в несвойственном ему значении:
Костер все больше распалялся, пылал.
- Употребление иностилевых слов, речевые штампы:
В данном тексте автор поднимает проблему милосердия.
- Неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций:
Автор – умничка и достойно раскрыл тему.
- Смешение лексики разных исторических эпох:
Швабрин решил подставить Гринева и накатал на него донос.
- Употребление лишнего слова:
Золушка, спускаясь вниз, потеряла туфлю.
- Нарушение лексической сочетаемости слов:
Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность»:
- Обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю.
- Определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
Несколько советов:
- Читайте.
От того, насколько велик ваш литературный багаж, будет зависеть результат итогового сочинения. Чем больше вы прочитали книг, тем проще будет справиться с работой. Найдите универсальные списки произведений по направлениям итогового сочинения и начните читать заранее, не откладывайте до последнего.
- Ведите читательский дневник.
Заведите тетрадь или блокнот с красивой обложкой и начните его заполнять. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
ФИО автора;
имена основных персонажей;
краткую характеристику героев с цитатами;
тему произведения;
основные мысли после прочтения.
- Проверяйте чужие сочинения.
Найдите в интернете сочинения прошлых лет, которые получили разные баллы. Разберите, как они написаны.